Что за ассоциация возникает при словах «русская женщина»? Коня на скаку и т.п.? Или вот еще «я – корова, я и бык, я и баба, и мужик»? А может, это все ложные образы, скучные стереотипы? Русская женщина и любовь русской женщины, как мне кажется, – это все про главную королеву, которая в восхищении, про Маргариту. Или говорить о национальности любви бессмысленно?
Жертвенность русской любящей женщины
В иностранных фильмах культивируется финал, где девушка отказывается от карьеры во имя любви, правда, при этом и
карьера в итоге налаживается. А все почему? Потому что для НИХ это подвиг, для НАС – это норма. Получается, что жертвовать во имя – это настолько про русских женщин, что это уже естественно и незаметно, как воздух. При этом самопожертвование — это одна из ключевых особенностей любви русской женщины, поэтому я и написала о Маргарите: сильной, любящей, отдающей.
«Раствориться в том, кого ты выбрала, это и есть проявление любви, — считает Елена Салтыкова, 29 лет, приятельница, решившая вместе со мной подумать об особенностях любви русской женщины. – Моя мама, как многие в нашей стране, бросила привычную для себя жизнь и уехала с мужем сначала на Север, потом в Германию. Он был военный, она – его верная подруга. Куда он, туда и она. И если бы ей сказали, какая она молодец, она бы удивилась. Мама знала, кого выбрала, а значит, разделить с ним его кочевую жизнь было правильным, иначе и не помыслишь».
Бабушка моей подруги Анастасии еще в начале войны стала вдовой. Поначалу верила, надеялась, ждала. Но когда однополчанин ее супруга написал о трагической гибели мужа – он подорвался на мине – выводы были сделаны и принято настоящее, единственно возможное для нее решение: в 27 лет она осталась вдовой и сохраняла это вдовство всю жизнь. По-настоящему, без скидок «нужно для здоровья», «я же тоже человек». Можно ли быть верной умершему человеку? Неправильно составленное предложение. Можно быть верной любви и отношениям, что навсегда объединяют с тем, кого выбрало сердце, не важно, в каком из миров он теперь.
Жалость и восхищение как основа любви
На занятиях по литературе мы, конечно же, часто касались темы любви, драматичного отношения к любовным узам героинь русских произведений. Так вот однажды на уроке я услышала интересную мысль, к которой до сих пор так или иначе мысленно возвращаюсь.
Для русских женщин основой для любви становятся два чувства: либо восхищение, либо сочувствие. Восхищение как стимул для проявления интереса и его последующего закрепления – это понятно, поэтому наверняка не требует пояснений. Что касается сочувствия (жалости), здесь требуется, на мой взгляд, пояснение.
До сих пор во многих местах России, в деревнях, где живы еще носительницы прошлых традиций в отношениях, где женщина подчиняется мужу, где у всех привычное разделение обязанностей, говорят вместо «я его люблю» «я его жалею». Материнское неизбывно в русской женщине. В нас заложено быть по-своему сильными: там, где мужчина слаб, женщина должна найти в себе силы поддержать его, быть рядом, вытерпеть его душевные метания, обогреть теплом своего всегда (даже если еще нет детей) материнского сердца. Опять срабатывает нормальная человеческая психология: чем больше мы вкладываем сил во что-то или в кого-то, тем больше мы это любим. Потому что мы ценим и того, кто вдохновляет нас на подвиги, и сами подвиги – это делает нас в наших глазах лучше, правильнее, нужнее.
Так вот русская женщина, пожалев мужчину, ощутив в себе мощное материнское начало, вызванное избранником, понимает, что прикипает к нему душой, ощущает сильнейшую связь с ним. Разве это не может стать укрепляющим материалом для долгих отношений?!
Мужской взгляд на любовь русской женщины
Виктор, 38 лет, уже 2 года ищет жену через сайты знакомств и брачные агентства: «Ты знаешь, мне всегда хотелось, чтобы супруга у меня была иностранкой. Не то что бы я против русских женщин, но мне лично хочется, чтобы моя вторая половинка была более самостоятельной что ли, имела свое мнение, могла противостоять мне. Не, наши тоже могут противостоять, но больше истериками, наивными шантажами – в общем бабским арсеналом, а не вменяемой аргументацией. Еще мне хочется здорового партнерства в отношениях. А у нас русская женщина влюбила, влюбилась и ведет себя, как у Чехова в пьесе «Анна на шее». Для меня любимая женщина – это не мешок, который я должен взвалить себе на спину и тащить его всю жизнь, потому что я – мужчина, как бы обязан. Я могу заплатить за женщину в ресторане, взять на себя большую часть выплаты кредита, но делать все это в то время, как она просто живет для себя, не хочу. В этом смысле мне нравятся женщины Западной Европы. Они не настолько повернуты на материальном, как американки (хотя у тех свои плюсы в связи с феминистическим
настроем), но при этом умеют подойти к отношениям с долей уместного рационализма. А вот женщин из Японии и Китая я совсем не понимаю, у них слишком много в восприятии мира подтекста, скрытых значений (у них все-все символично: не угадаешь с подаренным цветком или заданным вопросом и уже можно будет закончить отношения, потому что завуалировано, сам того не зная, сделал что-то такое, что даже в кошмарном сне не мог придумать)…»
От себя лишь добавлю, что поиски правильной жены у Виктора все еще продолжаются.
У любви нет национальности?
А вот другой мужчина разрушил мою такую выверенную систему описания любви русской женщины. Михаил, 41 год: «У любви нет национальности. Я делю любовь лишь по половому признаку, потому что гендерные особенности в любой области нашей жизни никто не отменял: мужчины и женщины многое чувствуют, видят, анализируют по-разному. Любовь русской женщины не может кардинально отличаться от любви какой-нибудь филиппинки или норвежки. Многое зависит от самой личности – это да. Но огульно утверждать, что русские любят по-домостроевски, а англичанки вконец стали феминистками, мужчинами в юбке – простите, это глупо. Ну, вспомни Уильяма Шекспира «Отелло»: «Она его за муки полюбила, а он ее – за состраданье к ним». Согласись, звучит, абсолютно по-русски, вроде как про наших. А ведь речь шла не об умении любить по-русски.
Да, наверняка, окружение может накладывать отпечаток на отношение к любви, но не на саму любовь. Если ты (мужчина или женщина — не важно) по-настоящему любишь, ты сумеешь совершить Поступки, пожертвовать, раствориться, сгореть и возродиться из пепла, как птица Феникс, чтобы снова любить. Стремление к любви – это у нас в крови, это то, с чем мы рождаемся и умираем.
А если ты считаешь, кто больше вложился в отношения, подарил ли тебе мужчина роскошные розы или простые свежие ромашки, не поздравил маму с днем рождения… - это так мелочно, это не про любовь…»
После таких слов вспоминаются строки песни группы «Фауст»: «Кроме отношений есть любовь…» Поэтому я завершу свои размышления в противовес своей первоначальной оде
любви русской женщине пожеланием: любите так, как умеете только вы, как чувствуете, как понимаете, главное – любите, а остальное должно лишь подчиняться вашим чувствам, а не направлять их, уводя от главного умения в жизни.